Присоединяйтесь к нам Мы в FacebookМы в VkontakteМы в TwitterМы в Одноклассниках

Тел.:

+7 (495) 664-22-99 (многоканальный)

Эффективность удаленной работы зависит от мотивации

Удаленная работа не новшество и существует давно. Но если раньше она ассоциировалась исключительно с домохозяйками, то сегодня на такой формат переходит все больше компаний в самых разных сферах деятельности. Каким же категориям работников показана удаленная работа, а каким — нет? Как можно повысить эффективность взаимодействия с сотрудниками, работающими дома? 

Эффективность удаленной работы зависит от мотивации

Елена Агафонова, генеральный директор Solution Management Group:

В нашей компании все работают удаленно, так как офиса не было с самого начала. Мы успешно работаем так уже шесть лет. Безусловно, мы собираемся вместе по особым случаям: знакомство с новым сотрудником, супервизии (специальный формат обсуждения работы коуча и клиента), внутреннее обучение и мозговые штурмы по развитию проектов. Остальные коммуникации происходят с помощью электронной почты, мобильного телефона, общих документов на Google Disc, Skype-конференций. Можно сказать, что мы используем удаленный формат работы для всех категорий сотрудников. На самом деле категории — понятие очень условное. Все сотрудники являются единомышленниками, объединенными общим делом, которым мы занимаемся: развитие людей и их организаций. Одной из ценностей, объединяющих людей в SMG, является баланс между работой и личным пространством. Следовательно, удаленная работа приветствуется и прекрасно отвечает потребностям всех, кто сотрудничает с компанией.

Другими словами, основополагающим принципом удаленной работы я считаю общность ценностей команды. Компетенции можно нарастить, ценности же обычно либо совпадают, либо нет.

Важный технический момент, влияющий на качественное взаимодействие в удаленном режиме, — это ясность. Ясность работает на взаимное доверие и включает в себя:

  • четкую постановку задачи с обязательной проверкой взаимопонимания относительно ожидаемого результата работы через обратную связь,
  • установление понятных для всех сторон удаленного взаимодействия сроки выполнения задачи,
  • доступность информации о процессах и результатах удаленной работы для всех участников, вовлеченных в решение общей задачи.

По сути, мы руководствуемся двумя принципами: совпадение ценностей и ясность в работе.

 Павел Цыпин, независимый консультант в сфере управления персоналом:

В нашей компании, занимающейся обучением и тренингами, удаленный формат работы весьма востребован, а вебинары являются одной из основных форм работы со слушателями. Поэтому многие преподаватели и сотрудники трудятся из дома: проводят вебинары, создают контенты, учебно-методические материалы и т.д. Необходимость нахождения сотрудников в офисе постоянно уменьшается, в результате чего офисные площади могут быть сокращены.

В принципе при наличии у сотрудника доступа к Интернету и при отсутствии острой производственной потребности находиться в офисе представители многих специальностей могут работать удаленно: проектировщики, инженеры, бухгалтеры, аудиторы, сметчики и даже системные администраторы. В офисе,  безусловно, придется оставаться тем, кто вовлечен в клиентский сервис, а также офис-менеджерам. Часто бывать на работе приходится топ-менеджерам, хотя и у них большой объем работы реализуется удаленно.

Для повышения эффективности удаленной работы можно рекомендовать следующее:

  1. Еженедельно (или по крайней мере раз в две недели) контролировать ход выполнения актуальных заданий.
  2. По мере необходимости проводить очные совещания в офисе или видеоконференции с удаленными работниками, чтобы оперативно контролировать их деятельность и иметь возможность поддерживать высокий уровень мотивации.
  3. Привлекать удаленных работников к корпоративным мероприятиям — как развлекательным, так и обучающим (тренинги, повышение квалификации).

Василина Букина, директор департамента управления персоналом ЗАО «Аскотт Деко Рус»:

Формат удаленной работы используется в нашей компании достаточно активно. Это продиктовано спецификой одного из наших брендов — Decoretto. Это декоративные наклейки высокого по замыслу и исполнению качества. Мы изготавливаем интерьерные наклейки — крупные, с большим количеством прорисованных деталей, персонажей не только первого, но и второго, третьего планов. Делаем также наклейки и средних размеров, и совсем мелкие. Тематические коллекции предполагают много интенсивной работы не только с самими деталями, но и с их комбинаторикой. Все это сказывается на объеме работы продакт-менеджеров, дизайнеров, верстальщиков.

Поэтому в подразделениях маркетинга мы активно используем удаленную работу тех сотрудников, функционал и компетенция которых не подразумевают присутствия в офисе и в значительной мере ориентированы на получение конкретного результата в определенный срок. Бесспорно, это непросто. Такими сотрудниками действительно надо уметь управлять, и сочетание подобной формы сотрудничества с высокой степенью развитости управленческих навыков у руководителя является обязательным, даже жизненно важным условием. Директор по маркетингу и развитию нашей компании, а также руководитель дизайн-студии имеют большой опыт эффективного привлечения удаленных специалистов, поэтому и качество нашей продукции неизменно высокое, и сроки выхода коллекций никак не страдают от особенностей личностного профиля того или иного сотрудника, трудящегося вне офиса. Это подтверждается рынком, потребительским спросом, а также желанием бизнес-партнеров использовать наши продукты.

К пулу управленческих навыков, для того чтобы труд удаленных сотрудников приносил пользу и экономию, а не разочарование и срывы, справедливо относят:

  • ясное понимание руководителем (заказчиком) структуры процессов и итоговой результирующей с разделением на сегменты, достаточные для делегирования и возможности распределить их по разным группам исполнителей, в том числе сторонних;
  • принятие на себя рисков по выбору форм сотрудничества с исполнителями;
  • умение ставить задачи, предоставлять ресурсы, управлять вне личного (очного) поля влияния;
  • создание сетевого графика и умение следовать ему, в том числе в непредвиденных обстоятельствах;
  • использование специализированных площадок и ресурсов для взаимодействия с сотрудниками, предпочитающими удаленную форму работы;
  • управление экономикой проекта для бюджетирования затрат на удаленный труд с четким представлением границ выгоды;
  • умение органично имплементировать результаты труда удаленных форм деятельности в ежедневную работу — неважно, проект это или текущие процессы.

Если руководитель, который курирует комбинированные формы сотрудничества, управленчески грамотен, умеет сочетать творческий подход и нормы регулярного менеджмента, а также побывал в шкуре сотрудника, взаимодействующего с работодателем удаленно, то есть все основания ожидать, что организация получит несомненные плюсы от этой совокупной деятельности, а сотрудники, не находящиеся постоянно в офисе, тем не менее испытают гордость за результаты своего труда, вливающиеся в общий успех продукта на рынке.

Василий Пигин, управляющий партнер TriMetrix Solutions:

В нашей компании работа из дома — привилегия для тех, кто отлично справляется со своими обязанностями и чью производительность этот формат не снижает, а качественно повышает. Мы целенаправленно готовим сотрудника: работая в офисе, он взаимодействует с активными виртуальными коллегами и учится быть ответственным, чтобы, когда окажется один на один с собой, не потерял фокус и драйв.

Для наиболее эффективного взаимодействия с удаленно работающими сотрудниками мы считаем важными несколько пунктов: подготовленное рабочее место, продуманные способы общения с коллегами и клиентами, обговоренные цели, периодические встречи.

Но в основе эффективной удаленной работы лежит мотивация. Универсального рецепта нет. Мы выявляем ценности сотрудников с помощью онлайн-диагностики мотиваторов PIAV и далее обсуждаем с каждым индивидуально варианты взаимодействия. Например, человеку с высоким уровнем социальных ценностей работать вне коллектива трудно. Или, к примеру, сотруднику, у которого на первом месте эстетические ценности, вообще далеко не каждый офис придется по вкусу. А человеку, скажем, с высокими индивидуалистическими и одновременно низкими традиционными ценностями хотя и легко работать самостоятельно, однако он может быть склонен действовать излишне по-своему, в отрыве от общего направления компании.

Настасья Дербина:

Формат удаленной работы используется в нашей компании уже несколько лет. Обращение к такому виду работы может быть связанно с переездом сотрудника в другой регион,  декретным отпуском и другими причинами.

Переход на домашний формат работы — серьезное испытание для любого специалиста, и руководителю важно знать плюсы и минусы такого формата.

Первое, что ощущает специалист, перестающий работать в офисе, — это изменение коммуникативного фона. Если в коллективе помимо работы часть времени уходит на неформальное общение (обсуждение личных новостей, обеденные перерывы и проч.), то сотрудник, работающий в одиночестве, может почувствовать свою отчужденность. Выходом в такой ситуации может стать контакт сотрудника с коллегами не только по рабочим, но и по личным вопросам. Также очень полезно подключать специалиста к совместным занятиям: например, если у вас в организации проводятся спортивные пятиминутки, вы можете задействовать по Skype и удаленного работника, это поможет ему почувствовать себя членом коллектива (а также решить проблему снижения двигательной активности:)).

В решении важного вопроса организации рабочего времени и сдачи работы в срок поможет обсуждение с работником временных рамок решения задач и трудностей, которые у него могут возникнуть при выполнении задания. При этом хорошо бы организовать взаимодействие таким образом, чтобы сотрудник мог обратиться за помощью к коллегам и оперативно ее получить.

Еще одним подспорьем станет совместное обсуждение итогов работы. Если в компнании приняты еженедельные или ежемесячные собрания, приглашайте на них удаленно работающего сотрудника — это позволит ему не только почувствовать себя частью команды, но и быть в курсе событий, сравнить свои достижения с достижениями коллег, наметить профессиональные цели в русле задач компании.

Нина Архипова, PR-менеджер, Кадровый центр «Эталон»:

У нас есть несколько сотрудников, которые работают удаленно. В основном это мамы с маленькими детьми. Они могут совмещать работу и занятость дома, их мотивация очень высока, как и эффективность.

Сотрудникам, работающим удаленно, иногда имеет смысл напомнить, что они тоже часть компании. Какие-то радостные для всех события мы стараемся отмечать вместе. Привлекаем работников к корпоративным мероприятиям, разнообразным проектам в рамках мотивационных программ, причем объединяем людей из разных отделов, чтобы они могли получше узнать друг друга, сплотиться, почувствовать, что называется, локоть товарища. Обязательно приглашаем удаленных специалистов на важные отчетные совещания. Дресс-код у нас не настолько обязателен, чтобы требовать его от удаленных сотрудников каждый раз, как они приезжают в офис, но часто девушки сами с удовольствием облачаются в официальную одежду и туфли на каблуках. Еще у нас в офисе очень вкусный кофе, который обожают все наши работники, в том числе удаленные, и иногда кажется, что они специально ради него приезжают почаще.

Анна Мосолова, старший специалист отдела подбора персонала, банк топ-20:

Удаленная работа не новшество и существует довольно давно. Раньше она ассоциировалась исключительно с домохозяйками, а сегодня такой формат все активнее применяется в российских компаниях, принадлежащих к самым разным сферам деятельности. Подобное взаимодействие выгодно обеим сторонам: работодателю не нужно содержать рабочее место, оснащать его оргтехникой и мебелью, а работник сам распоряжается своим временем и не тратит его на дорогу до офиса. Здесь очень важен вопрос подбора персонала: не каждый высококвалифицированный сотрудник может работать удаленно. Важны такие компетенции, как ответственность, самодисциплина и умение самостоятельно организовать рабочий процесс.

Работодателю в данной ситуации важны качество и своевременность выполнения поставленных задач. Для повышения эффективности взаимодействия с удаленным сотрудником необходимо:

  1. грамотное распределение работы,
  2. четкая, конкретная формулировка задач,
  3. регулярное получение и поддержание обратной связи,
  4. контроль.

22 ноября 2013г.

 

planetahr.ru
Назад