Присоединяйтесь к нам Мы в FacebookМы в VkontakteМы в TwitterМы в Одноклассниках

Тел.:

+7 (495) 664-22-99 (многоканальный)

Менеджер по туризму (2012 г.)

Менеджер по туризму

 
 | 19 июня 2012 года

6 июня в Алтайском крае открылся первый международный форум "Сельский туризм в России", призванный повысить интерес туроператоров к данной отрасли. И это далеко не единственное мероприятие в сфере туризма, отражающее растущий спрос населения на новые туристические продукты. Почему же число вакансий для специалистов по данным направлениям ничтожно мало? 
Ответ на этот вопрос – в новом обзоре Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru.

Почему агентства не хотят отправлять туристов в ойл-туры?

Российские туристы, впрочем, как и зарубежные, давно уже устали от шаблонного отдыха на море в 5-звездочных отелях на базе «все включено». Хочется чего-нибудь новенького и интересного. Причем, согласно последнему опрсу Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, 21% россиян не собираются ради новых впечатлений ехать за границу: они планируют проести отпуск в поездке по России.

Новым словом в отечественном туризме стали этнотуры, сельский туризм и ойл-туризм. Этнотуры позволяют погрузиться в жизнь малых народов, по сей день сохранивших свои традиции и обычаи. Любителям сельского туризма предлагают насладиться настоящей деревенской жизнью: свежим воздухом, натуральными продуктами, сельскими пейзажами. Появление таких направлений говорит об усталости городских жителей от современной цивилизации с ее выхлопными газами, пробками и давкой в метро. 

Особняком стоят появившиеся недавно в Югре ойл-туры. Помимо классических достопримечательностей, туристам показывают нефтяные разработки Лукойла, Роснефти и других компаний. Такие туры направлены как на любопытных туристов, так и на студентов профильных вузов, которым по роду деятельности интересен процесс добычи нефти.

Казалось бы, в стране складываются все условия для развития новых туристических сегментов. Помимо упомянутого выше форума «Сельский туризм в России» проводятся и другие мероприятия, направленные на развитие новых форм туризма. Так, 31 мая в Тамбовской области прошел рекламный тур «Воздушные места», во время которого ведущие туроператоры могли познакомиться с потенциалом Тамбовщины в части сельского и паломнического туризма. В тот же день Ростуризм подписал соглашение с Вологодской областью о сотрудничестве в сфере туризма. 

Однако на рынок труда это не накладывает никакого отпечатка: по-прежнему большая часть вакансий (64%) предлагает менеджерам по туризму работать на таких массовых направлениях, как пляжный отдых и экскурсионные туры. В 20% вакансий к традиционному отдыху добавляют морские и речные круизы, еще в 13% - горнолыжные курорты. Менее 5% вакансий предлагают работу с экзотическими направлениями, активными, паломническими и экотурами.

Причина такой инерционности работодателей кроется в том, что наиболее продвинутые туристы, которые, как правило, и интересуется самыми «незаезженными» направлениями, зачастую предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых, не прибегая к услугам турагентств. Часто экзотические туры организуют опытные путешественники, собирая группу и беря на себя все организационные и бытовые вопросы. Безусловно, стоимость аналогичного тура в агентстве будет заметно выше, чем при самостоятельной организации. Поэтому турагентства пока сомневаются в рентабельности новых направлений: спрос на их услуги будет небольшим, а прибыль невысокой. К тому же массовые направления отнюдь не исчерпали свой потенциал: если столичные туристы уже ищут новых впечатлений, то отдыхающие из регионов еще не пресытились Турцией и Египтом. Поэтому в ближайшее время туристические фирмы будут по максимуму использовать отлаженные маршруты.

Однако это не ставит крест на карьере менеджеров, желающих работать с новыми направлениями. Во-первых, уже сейчас существуют специализированные турфирмы, работающие только с эксклюзивными направлениями. А когда спрос на такие виды туризма вырастет и турагентства уже не смогут с этим не считаться, специалисты с опытом подобных поездок станут весьма востребованными. 

Пока же рассмотрим специфику работы менеджера по туризму, как она существует на сегодняшний день.

Должностные обязанности

- консультирование клиентов по туристическим продуктам и сервисам компании;
- подбор и продажа индивидуальных и групповых туров;
- расчет стоимости туров;
- бронирование билетов, гостиниц;
- выполнение плана продаж;
- анализ рынка туристических услуг, развитие направлений, разработка новых туров;
- подготовка и оформление документов (визы, загранпаспорта, страховка и т.п.);
- заключение договоров;
- взаимодействие с туроператорами;
- работа с рекламациями.

Зарплатные предложения и требования работодателей

Среднее зарплатное предложение для менеджеров по туризму в Москве составляет 42 000 руб., в Санкт-Петербурге - 33 000 руб., в Волгограде - 18 000 руб., в Екатеринбурге - 25 000 руб., в Казани и Уфе - 18 000 руб., в Нижнем Новгороде, Омске, Самаре и Ростове-на-Дону -20 000 руб., в Новосибирске и Челябинске - 22 000 руб. 

Требования к новичкам в туристическом бизнесе, впервые пробующим себя в качестве менеджера по туризму, весьма лаконичны. Однако это кажущаяся непритязательность. Вакансий для соискателей без опыта работы совсем немного, а конкуренция среди кандидатов очень высока. Нужно ли говорить, что львиную долю соискателей составляет молодежь, грезящая рекламными турами. Впрочем, такие молодые специалисты долго в туристическом бизнесе не задерживаются: их мечты разбиваются о суровую реальность. Участие в рекламных турах нужно еще заслужить, а большую часть трудового времени составляет работа на компьютере и с бумагами. Итак, для начинающего менеджера по туризму подойдет любое образование: шансы на трудоустройство имеют даже вчерашние выпускники школ. Главное – уверенно владеть компьютером. Дополнительным плюсом станет знание иностранного языка и программ поиска и бронирования туров. Зарплата менеджеров, делающих первые шаги в туристическом бизнесе, в Москве составляет от 20 000 до 25 000 руб., в Санкт-Петербурге – от15 000 до 20 000 руб., в Новосибирске и Челябинске – от 11 000 до 14 000 руб.


ГородУровень дохода, руб. 
(без опыта работы)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва20 000 - 25 000
- Высшее / неполное высшее / среднее специальное / среднее образование
- Уверенный пользователь ПК
- Знание программ поиска и бронирования туров желательно

Возможное пожелание: знание иностранного языка

Санкт-Петербург15 000 - 20 000
Волгоград9 000 - 11 000
Екатеринбург13 000 - 16 000
Казань9 000 - 12 000
Нижний Новгород9 000 - 12 000
Новосибирск11 000 - 14 000
Ростов-на-Дону10 000 - 13 000
Омск10 000 - 12 000
Самара10 000 - 12 000
Уфа9 000 - 11 000
Челябинск11 000 - 14 000


Просить прибавки у начальства либо сменить работу на более высокооплачиваемую могут специалисты с трудовым стажем более 1 года, изучившие рынок туристических услуг. Их оклад в столице достигает 32 000 руб., в городе на Неве – 25 000 руб., в Новосибирске и Челябинске –17 000 руб.


ГородУровень дохода, руб. 
(с опытом работы от 1 года)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва25 000 - 32 000
- Знание рынка туристических услуг
Санкт-Петербург20 000 - 25 000
Волгоград11 000 - 13 000
Екатеринбург16 000 - 20 000
Казань12 000 - 14 000
Нижний Новгород12 000 - 14 000
Новосибирск14 000 - 17 000
Ростов-на-Дону13 000 - 15 000
Омск12 000 - 14 000
Самара12 000 - 15 000
Уфа11 000 - 14 000
Челябинск14 000 - 17 000


Более длительный опыт работы (от 2 лет) характеризует кандидата как специалиста, имеющего определенные успехи в своей области и желающего продолжать работать и развиваться в туристической сфере. Обещая более высокий оклад, работодатели в свою очередь ждут от таких претендентов хорошего знания рынка туристических услуг и направлений, отельной базы. Опытные специалисты должны иметь навыки работы в программных комплексах «Sirena», «Amadeus», «САМО-тур», «Мастер-тур» и т.п., опыт оформления виз, подготовки пакета документов для тура. Предпочтение отдается выпускникам и студентам профильных факультетов вузов. Конкурентным преимуществом обладают кандидаты, свободно владеющие иностранным языком. Также приветствуется опыт участия в рекламных турах: менеджер, побывавший на курорте лично, более красочно расскажет клиентам о предлагаемом путешествии. Верхняя граница зарплатных предложений для соискателей, соответствующих указанным требованиям, в Москве составляет 50 000 руб., в северной столице – 40 000 руб., в Новосибирске и Челябинске – 28 000 руб.


ГородУровень дохода, руб. 
(с опытом работы от 2 лет)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва32 000 - 50 000
- Высшее / неполное высшее образование (желательно профильное)
- Хорошее знание рынка туристических услуг и направлений, отельной базы
- Навыки работы в программных комплексах «Sirena», «Amadeus», «САМО-тур», «Мастер-тур» и т.п.
- Опыт оформления виз, подготовки пакета документов для тура

Возможные пожелания: 
- знание английского или другого иностранного языка на разговорном уровне
- опыт участия в рекламных турах
Санкт-Петербург25 000 - 40 000
Волгоград13 000 - 22 000
Екатеринбург20 000 - 32 000
Казань14 000 - 23 000
Нижний Новгород14 000 - 24 000
Новосибирск17 000 - 28 000
Ростов-на-Дону15 000 - 25 000
Омск14 000 - 25 000
Самара15 000 - 24 000
Уфа14 000 - 24 000
Челябинск17 000 - 28 000


Максимальный заработок вакансии предлагают менеджерам по туризму с опытом работы более 3 лет по нескольким направлениям. Нередко опытных специалистов поджидают и дополнительные требования, среди которых: знание нескольких иностранных языков, наличие собственной клиентской базы, навыки организации VIP-туров либо опыт работы в сфере бизнес-туризма. Зарплата, на которую могут рассчитывать соискатели высокого профессионального уровня, в Москве достигает 85 000 руб., в Санкт-Петербурге – 65 000 руб., в Новосибирске и Челябинске – 45 000 руб.


ГородУровень дохода, руб. 
(с опытом работы от 3 лет)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва50 000 - 85 000
- Опыт работы по нескольким направлениям туризма

Возможные пожелания:
- знание нескольких иностранных языков
- наличие собственной клиентской базы
- опыт организации VIP-туров / опыт работы в сфере бизнес-туризма
Санкт-Петербург40 000 - 65 000
Волгоград22 000 - 35 000
Екатеринбург32 000 - 50 000
Казань23 000 - 35 000
Нижний Новгород24 000 - 40 000
Новосибирск28 000 - 45 000
Ростов-на-Дону25 000 - 40 000
Омск25 000 - 40 000
Самара24 000 - 40 000
Уфа24 000 - 35 000
Челябинск28 000 - 45 000

Портрет соискателя

Исследование базы резюме позволило составить портрет типичного соискателя должности менеджера по туризму. Женщины буквально оккупировали эту сферу: на долю представителей сильного пола осталось всего 12%. Большинство претендентов составляет молодежь в возрасте до 29 лет – 78%. 69% менеджеров по туризму имеют высшее образование. 35% специалистов свободно владеют английским языком.

Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru